Запись опубликована в блоге архитектурного фотографа Ивана Хафизова. Вы можете комментировать ее здесь или сразу там.
Сегодня расскажу вам о фотосъемке интерьеров Московского Завода «Прожектор». Съемке не простой, но очень интересной.
Рассказывать как всегда буду не только про интерьер и завод, но и про особенности самой съемки.
Первое что меня удивило — еще на этапе переговоров — что Московский Прожекторный Завод (далее — МПЗ) не занимается производством прожекторов. Более того — вообще не имеет отношения к осветительным приборам. Завод давно переориентирован на производство электрогенераторов, но название сохранилось. И кстати к секретности это не имеет никакого отношения.
Разговаривая об интерьерах завода мне рассказали, что у него нелегкая судьба — он закрывался, банкротился, снова открывался, менялось руководство — поэтому фотографий у завода практически не сохранилось. Поэтому задача у меня стояла — отснять завод полностью — какой он есть сейчас, со всеми его новыми агрегатами и анахронизмами.
Сначала мы с главным технологом прошлись по цехам с экскурсией — чтобы представлять фронт работ. Цехов всего три, но четкого разделения по этапам производства нет, так что мы решили, что снимать будем по технологической цепочке, чтобы в кадр попало каждое рабочее место. Так мы наверняка ничего не упустим.
Так же буду показывать фотографии и вам.
01.
Первый цех — в который через большие ворота привозят металлические листы. Здесь их складируют и готовят к нарезке.
Здесь же с первого кадра стало понятно, что без колдовства с балансом цветовой температуры мне не обойтись: окна цеха пропускают дневной свет, над потолком висят вероятнее всего ртутные лампы, а над некоторыми рабочими местами — еще дополнительно свои источники света. Долго выбирал, но все же решил сохранить общий свет чуть желтоватым — именно таким, как он воспринимается на месте.
02.
Это металлический резак. Кто был в типографии наверняка видели такой же, но для бумаги — с его помощью делаются, например, визитки. Здесь такой, же но помощнее.
Несколько раз рабочие на заводе спрашивали не будет ли видно их лиц. Приходилось пояснять, что все люди будут как привидения и показывать эту фотографию. Как правило это работало.
03.
После того, как листы металла разрезаны, они поступают на лазерную резку металла. Справа видно подъемный механизм, который укладывает листы стали до 12 миллиметров толщиной на машину. Сейчас один из них как раз лежит на рабочей поверхности машины. А слева в углу видны обрезки.
Такой ракурс, чтобы в одном кадре были сразу несколько элементов технологической цепочки — вспомогательный механизм, основной агрегат, объект производства и остатки — это конечно лакомы кусок для фотографа.
04.
Здесь примерно та же история — элементы управления и основной объект - металлический лист. Машина кстати AMADA LC 2415 alpha IV NT — если вдруг интересно.
05.
06.
Следующее рабочее место — раскрой и штамповка металла. Это, как вы уже поняли координатно-револьверный пресс AMADA EM 2510. Здесь рабочие сталкиваются с тем, что во время работы станка к нему нельзя приближаться — желтые столбики вокруг контролируют это. А фотографы по большей части с нехваткой места, для того, чтобы показать станок вместе с приготовленными к штамповке листами.
07.
Поверхность рабочего стола этого станка — это тысячи небольших щеточек. От них рябит в глазах, а на фотографиях появляется муар, который — о редкий случай — здесь вполне уместен.
Слева сверху, под потолком висят советские плакаты по технике безопасности. Ниже они будут еще покрупнее.
08.
Следующее рабочее место — гибка металла.
К моему удивлению — лампы дневного света не были ни зелеными, что часто бывает, ни сиреневыми, что бывает, но реже.
09.
Следующая ступень производства — сверление. Сверлильные станки мне признаться понравились больше всех. Во-первых потому что они разные. Вот первый — старый, барабанного типа — можно разглядеть несколько сверел на нем.
10.
Шкаф со сверлами этого станка.
11.
А это — его современный брат — тоже сверлильный станок (хотя возможно правильнее назвать его фрезерным), только программируемый. Для охлаждения сверла используется жидкость, поэтому весь процесс происходит за стеклянными дверцами.
Вообще сказать, что это сверлильный станок — ничего не сказать. В момент съемки там с помощью сверел вырезалась какая-то деталь весьма сложной формы — головка сверла перемещалась вверх и вниз и во все стороны очень быстро, заснять ее в покое было нереально. Кроме того — мешали дверцы, которые постоянно забрызганы молокоподобной жидкостью.
Решение пришло неожиданно — в виде предложения рабочего остановить станок для съемки — он зафиксировал вращающуюся дрель на месте, мы протерли стекло и кадр получился.
12.
Это еще один лазерный резак. С ним тоже пришлось немало повозиться — искры летят только когда он пробивает отверстие, которых на этой заготовке немного. А большую часть времени он просто режет металл, что выглядело бы на фотографии так же, как вовсе не работающий станок.
13.
К исходу вырезания целого листа заготовок я научился улучать момент, когда поток искр наиболее плотный. Наградой стали эти два кадра.
14.
Эти старички — сверлильные станки еще используются. Брутальный вид и потеки масла мне напомнили Machinarium :)
15.
У них конечно совсем другая энергетика :)
16.
Этих динозавров не собираются ликвидировать, больше того — их и сейчас успешно используют в производстве.
17.
А неподалеку — небольшие сверлильные станки — старые и новые.
А на заднем плане — заодно и склад готовых деталей.
18.
Если вышеупомянутый раньше станок — это динозавр, то эти прессы иначе как мастодонтами не назовешь. Они занимают немало места, производят много шума и обслуживаются женщиной.
19.
20.
После того, как детали готовы, начинаются сварные работы. Сварка производится вручную.
Я люблю снимать сварщиков и процесс сварки: если правильно выбрать точку съемки, то ничего сложного в том, чтобы получить красивые следы искр, нет. Но вот выбор точки съемки — дело совсем не быстрое.
21.
После всего содеянного, готовые детали красят в этом покрасочном цеху. Здесь все ходят в респираторах, так как в воздухе постоянно висят мельчайшие частички краски.
Камеру засовывать в респиратор я не стал, ограничился общим видом.
22. Над головами трудящихся в этом цеху висят старые еще советские плакаты по технике безопасности. Особенно мне понравилось «При ощущении тока, немедленно прекрати работу и сообщи мастеру»!
23.
Итак заготовки деталей генераторов готовы, можно начинать их наполнение начинкой.
Для того, чтобы вы представляли, как выглядит сборочный цех — сначала делаю общий план.
24.
Потом перехожу к деталям.
Работа здесь совсем другая: электроника требует большей чистоты и больше места.
25.
26.
Таких цеха два — у меня сложилось впечатление, что в первом в основном трудятся мужчины, а во втором — женщины. Хотя возможно это обманчивое впечатление.
27.
28.
Следующий цех - цех печатных плат. После предыдущих — это практически офис.
29.
Снимать такие помещения не так занимательно, поэтому мы здесь особо не задерживались.
30.
Гораздо интереснее было переместиться в цех, в котором осуществляется установка собранного оборудования в предназначенные для него коробки, ящики, контейнеры и установки. Вот эта небольшая комнатка — не что иное, как элемент МОБД — машины обеспечения боевого дежурства. А за ней — система электропитания МИОМ — машины инженерного обеспечения и маскировки.
31.
После установки оборудования, система электропитания МОБД выглядит так.
32.
Затем уже установленное оборудование тестируют.
33.
В этот момент стена, через которую начинка попала внутрь, уже установлена и осмотреть помещение уже не удастся.
34.
И тут на помощь приходят панорамы. Я снимал с запасом, сделал 13 кадров. Можно было обойтись в принципе и четырьмя.
35.
Кроме машин обеспечения боевого дежурства, дизельгенераторы МПЗ устанавливаются на бывают еще стационарные, устанавливаются в закрытые кузова грузовых машины, и на прицепы. Все это осуществляется в этом цеху.
36.
Этот прицеп носит забавное имя ПУЗЭ — передвижная универсальная зарядная элекстростанция. Кстати кроме четырех киловат энергии в час может производить например дистиллированную воду в количестве пяти литров в час.
37.
Здесь проверку проходит автономный источник электропитания, который потом поставят на прицеп.
38.
Прицепы слева — это распределительно-преобразовательное устройство ракетных комплексов С-300 и С-400.
Когда делал эту фотографию, приглядел кран, на который можно бы забраться. Помещение, где дизель-генераторы устанавливают на колесную технику не маленькое, поэтому вид сверху обещал быть неплохим.
39.
Такой кран был и раньше — в другом цеху, но там он был рядом с какой-то сильно вибрирующей установкой, что делало съемку со штатива бессмысленной. Здесь же и кран был отключен и платформа неподвижна и видны готовые к установке системы электропитания ракетного комплекса «Панцирь-С».
40.
41.
Вот здесь могу ошибиться, но скорее всего это система электропитания, которая будет установлена на «Панцирь-С»
42.
Здесь их устанавливают и проверяют.
43.
44.
А это — в том же зале — дизельная электростанция 5И57А-1.
Вообще съемка техники подобного рода в случае МПЗ сводилась в большей степени поиск подходящей точки съемки, нежели к каким-то особенным ухищрениям. Поэтому всю съемку удалось провести достаточно оперативно.
45.
46.
47.
Готовые и опечатанные машины, стоят здесь же неподалеку, готовые к отправке.
Вообще-то завод устанавливает свои энергетические установки еще и в цельнометаллические контейнеры типа «Север», но контейнеры признаться совершенно обычные — прямоугольные, а генераторы — ровно те же. Так что будем считать, что вы себе все представили :)
Лучше я вам напоследок покажу образцово показательный пожарный щит завода.
Он заслуживает всяких похвал!
48.
Фотосъемка проведена по заказу компании ЗАО «Московский Прожекторный Завод»;
Объект съемки — интерьеры и рабочий процесс завода;
Помещение — Московский прожекторный завод»;
Длительность фотосъемки — 4 часа;
Фотограф Иван Хафизов.