Ампир –
парадный архитектурный стиль первой трети XIX века, вошедший в моду благодаря Наполеону Бонапарту.
Формально ампир стал продолжением классицизма, фактически – предтечей эклектики. Для стиля характерны пышность, стремление продемонстрировать величие, масштаб, объем и силу. В этот период в архитектуре происходит распад на функцию и декорацию. Гигантомания мирно сосуществует с украшательством. Фасад становится важнее содержательного наполнения здания, общественное – важнее частного. Возрождается интерес к античности. Археологические раскопки, проводимые по всему миру, привлекают внимание к древностям – египетской, греческой и прежде всего римской культуре. В частности, повсеместно тиражируются элементы римской архитектуры – триумфальные арки и ордерные элементы. В отделке используют дорогие материалы – мрамор, красное дерево и позолоту, в качестве декоративных деталей – военную эмблематику. Ампир в архитектуре был вполне созвучен духу романтизма, царившего в изобразительном искусстве того времени. Система раздваивалась: простота, гладкие поверхности, лапидарность и монументальность – с одной стороны и избыточные украшения, в том числе барочные, и стилизации – с другой.
Сегодня архитекторы и декоратоы во всю экспуатируют ампирные элементы и приципы. В частности, итальянский архитектор Карло Пес специализируется на ампирных интерьерах, делает их в Италии и в России.
По материалам сдвоенного номера (январь-февраль 1012) журнала "Дом & Интерьер" (номер пока в процессе сдачи).
Интерьеры:
фото Дмитрия Лившица для Д&И