magrib_crafts (magrib_crafts) wrote in interiors_ru,
magrib_crafts
magrib_crafts
interiors_ru

Categories:

Ковры из Марокко

        Какие ассоциации у вас возникают при упоминании слова ковер? Нечто, занимающее у бабушки полстены? Эх, опять надо убираться в квартире? Это тот пылесборник и молерассадник, который надо было каждую зиму выбивать на снегу? Или другие похожие ассоциации?        А представьте, что он может оказаться центральной фигурой вашего интерьера. Причем не важно каким образом этот интерьер оформлен: хайтек, этнический, колониальный стиль, минимализм или "просто квартира". Сомнительно, скажете вы? А вот в США, например, или в Великобритании проводятся выставки, где экспонатами являются только марокканские ковры. На белых стенах, каждый при собственной подсветке, висят эти произведения марокканского ручного ткацкого творчества. И впечатление, что попал на выставку современного искусства. В общем-то, так оно и есть.        Последние лет 20 галлеристы и коллекционеры, собирая искусство новейших времен, находили аналогии в сочетании красок, абстрактности форм, минималистичности узоров между привычными предметами коллекционирования и произведениями труда высокогорных берберских племен. А если отмотать еще немного назад, можно увидеть известных архитекторов, таких как Le Corbusier, Alvar Aalto или Marcel Breuer, которые начали включать их в интерьеры элитных домов и модных магазинов.        В общем, убедитесь сами. Для затравки несколько картинок. И немного теории. А позже будет более детальное описание их отличий друг от друга, узоров, материалов, особенностей мест производства и т.д. Cavin-Morris Gallery в Челси                                                                            В искусстве ткачества ковров Марокко можно выделить два направления: городские ковры и сельские. Причем их взаимное влияние друг на друга было практически исключено.        Стиль городских ковров сложился на севере страны. Столичные мастерские были построены для адаптации ковров, созданных на подвластных Османской империи территориях, к специфическому спросу на длинные и относительно узкие экземпляры, возникшему в результате дороговизны привозных ковров больших размеров. Оказали влияние и страны средиземноморья, в частности мавры и евреи, которые вернулись в Марокко из Испании еще в средние века. В результате чего появилась смесь нескольких традиций. Из восточной была позаимствована утонченная вязь, изящество, наличие одного центрального сюжета; местные традиции придали разнообразия цветовой палитре и акцентировали внимание на бордюре, украсив его тщательно проработанным орнаментом.        Полученная смесь культур в ткачестве стала являться атрибутом роскоши и использоваться в своих интерьерах зажиточными горожанами.        Плетение сельских ковров вышло из культурных традиций местных берберских племен задолго до появления городских ковров. Это стиль, который оставался независимым и практически не был подвержен внешнему влиянию до 20 в. В связи с отсутствием спроса со стороны европейцев, ковры производились в первую очередь для собственных нужд или на внутренний рынок. В этих коврах все нити соединяются узелками. Они более грубые на вид, а каждый из них уникален. Шерсть, из которой создаются ковры, их рисунок, цвет, а также размер и форма различны в каждом регионе. Часто можно услышать определение - Берберские ковры. Однако, нет отдельного вида плетения, узора, ткани или иной характеристики, которая считалась бы берберской. Существует порядка 700 деревень, объединенных примерно в 45 групп племен, каждая из которых обладает отличительным дизайном, технологией, материалами ковров, совокупность которых и называется берберской. Использовалась овечья и верблюжья шерсть, которая меньше пачкается и хорошо сохраняет тепло и долговечна. Ткали ковры особым образом, адаптируясь к любому климату: в горах - с более высоким ворсом и менее плотными, чтобы обеспечить защиту от холода. Для регионов с теплым климатом высота ворса была меньшей, а плетение более тонким. Кроме ковров из тканей изготавливались напольные покрытия, теплая одежда для зимних месяцев.        Так как эти ковры не были предметом торга или коллекционирования в Европе, то до наступления эпохи французского протектората известны они были только в собственных регионах, тем самым сохранив свою самобытность. Но с другой стороны, перестав выполнять свои естественные функции, они становились ненужными и выбрасывались. К настоящему времени осталось мало ковров периода до 1950 г., и тем более, крайне редко можно встретить экземпляры 19 в. Источник: magrib-crafts.livejournal.com.
Tags: выставки, текстиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments