Лиза Готфрик (realiza) wrote in interiors_ru,
Лиза Готфрик
realiza
interiors_ru

Истоки и смысл стиля кококо:

Добрый день, представляю вашему вниманию не большое исследование о стиле кококО.







 
Многие из нас помнят те времена, когда предметы интерьера вроде громоздких стенок и хрустальных люстр были пределами мечтаний жителей союза. Разжиться сервизом или хорошим ковром в СССР было реально непросто – для приобретения требовались не только деньги, нужны были связи, знакомства. Простым смертным, далёким от кормушек Четвёртого управления и не промышляющих фарцем или цеховым производством, только и оставалось, что мечтать и надеяться на то, что очередь на новый гарнитур подойдёт раньше, чем наступит полная победа идей коммунизма.
 
       
 
И вот Союз рассыпался, как карточный домик. На фоне общего обнищания хваткие дельцы начали стремительно колотить свои первоначальные капиталы. Это было время пресловутых красных пиджаков и богатого материала для анекдотов о так называемых новых русских. И вот те, у кого вдруг появились нечаянные капиталы, отчаянно приступили к потреблению. Потребляли они в соответствии со своими представлениями о прекрасном. А что это были за представления, можно себе представить!

Вот тогда-то и произошло зарождение стиля классического кококо.
Поэтому, говоря о истоках стиля, необходимо понимать, что во многом стиль был рождён попыткой сверхкомпенсации бедного детства и юности, такой себе «сбычи мечт» периода, когда в очереди за молоком герои нового времени раздумывали о чём-то вроде «вырасту – всем покажу». Вот те, кто вырос и обрёл возможность «показать», и принялись вовсю демонстрировать, что они очень интересные люди и что «нет, тут не без водолаза обошлось».
 
      

Мы-то читали Виктора Олеговича и в курсе, что на просторах постсовка духовность заменяет искусство понта. Ну вот дикие капиталисты и возносились духовно по мере своих сил и финансовых возможностей. Кто просто начал строить дворцы с мрамором, колоннами и позолотой, кто-то пошёл дальше – фамильные гербы рода Свиненко, приставки вроде «фон» к простым фамилиям, розыск аристократических корней в родословных.

По поводу архитектуры стиля кококо есть одна забавная деталь. При всём "великолепии", царствующем в кококо дворцах первой волны, - конных портретах на стенах, мраморных львов у входа и шкур зверей на полу - потолки в дворцах редко бывали выше, чем в обычном панельном доме, в котором проходило детство большинства тогдашних нуворишей. Тут бы я хотела процитировать жж юзера blguanblch , с которым я обсуждала рождение и развитие данного стиля:
 
       

Cтиль кококо - сугубо советский. В прежение времена его называли "баракко". Попытка реставрации представлений о барокко в бараках.

Cмыслов у него нет. Это бессмысленная и нерациональная тяга к искажённому представлению о прекрасном.

Истоки - уроки литературы в школе, советские фильмы об ужасах красивой жизни и все три прочтённых в отрочестве книги, две из которых - Дюма, третья - Стендаль. эти книги были почти в каждой семье. Их можно было купить в обмен на макулатуру.
 
     
 
Для лучшего понимания истоков стиля кококо нелишне вспомнить географию и историю. Большая часть СССР располагалась не в Европе, а в Азии. А по европейской части союза долго топтались татары. Эти топтания сильно сказались на вкусах и нравах здешних жителей. Как не крути, у многих из нас варварская любовь к вещам и показному богатству, блеску и сиянию заложена практически на генетическом уровне.

Для стиля кококо характерна не только диковатые мотивы «азиатчины». В этом стиле прослеживаются элементы и «неовизантийства» - русской страсти к совмещению несовместимого. В интерьерах выдержанных в стиле кококо копии греческих статуй вполне могут соседствовать с потолками, завешенными органзой, обильной позолотой всего, включая сами каменные изваяния, и при этом всё ещё может быть украшено восточными узорами на стенах. Цветовая гамма этого стиля обычно строго выдержана в красных, бордовых, золотых тонах, в декоре преобладают всевозможные вензеля и завитушки. Что там говорить, о таком истинном великолепии мог мечтать как восточный хан, так и русский царь!
 
      
 
Кроме того, значительное влияние на возникновение и развитие стиля кококо оказал тот факт, что на постсоветском пространстве достаточно мало коренных горожан. Настоящих, хотя бы в третьем–четвёртом поколении живущих в городе людей тут не так уж и много.

Несомненно, образование и стремление к разумному, доброму, вечному могут сделать человека из кого угодно, но, увы, подобная тяга свойственна мало кому. А жителю маленького шахтёрского посёлка, заработавшему много-много денег, сложно объяснить почему не надо строить огромное, уродливое здание посреди исторического центра столицы. Герой нашего романа знает, что, построив это стеклянное уродство прямо в центре, он сможет заработать и накопить не только себе на третий маеток и восьмое авто, а и даже подарить по кококо-маетку родственникам и любовницам. Его даже можно понять, но «жить бы я с ним не стала».
 
      
 
Говоря о вкусах приверженцев стиля кококо, стоит сказать отдельное слово про самок этих людей. Известно, что выведение из девушки деревни - задача не из простых. Тут стоит вспомнить пьесу Б.Шоу «Пигмалион». Профессор фонетики Хиггинс на спор делает из продавщицы цветов Элизы Дулитл настоящую леди. Так вот, свою работу над созданием леди профессор начинает никак не с нарядов и сумочек, а с того, что принимается обучать Элизу манерам и правильному произношению. Но современным Элизам, попавшим под статусное потребление «пупсика», произношение ни к чему. «Пупсики» сами так могут произнести, что невольно удивляешься силе великого и могучего. Кококо-красавицам достаточно улыбаться, молчать, восхищаться рассказами о том, где милый бы и что он там ел. Кококошницам важно как можно более нарядней себя украшать. При этом им ещё нужно постоянно разыгрывать спектакль с коротким сценарием «сладкий мой, я с тобой не потому, что деньги», но этот спектакль требует скорее выдержки, чем актёрских способностей и произношения.

Представление о нарядности и украшениях этих дев порождают кококо-моду. Блёстки, стразы, этикетки наружу, великолепие рюшей, избыток драгоценностей не выходят из кококо-тренда, начиная с 90-х годов. Признаюсь честно, я где-то даже восхищаюсь способностью этих дев безмятежно существовать в волшебном мире вещей, не задумываясь и не переживая. Ведь быть такой себе беззаботной принцессой - мечта любой девушки, а ум и образование только мешают подобному опринцессыванию.
 
      
 
Из моего небольшого исследования стиля кококо можно сделать такие выводы.

Истоки стиля кококо заложены в восточных генах, бедном детстве, низком культурном уровне многих новых капиталистов. Ну а смысл у этого стиля только один – полное отсутствие смысла и сути при максимально пышной внешней форме выражения этого отсутствия, будь то архитектура, декор или одежда..

Стоит сказать, что сейчас можно наблюдать зарождение стиля неокококо. Пришел новый век и другое время, и капиталы формируются уже совсем не так, как в конце прошлого века. Если в 90-х многие из «новых русских» были тем или иным образом связаны с криминальным миром, то современные богачи стараются держаться от противозаконных дел подальше, всем сердцем и душой стремясь к государственным постам и чинам. Так проще и надёжней сохранять и приумножать.

В разбогатевших в девяностые была ещё какая-то правда и дикость, свойственная настоящим героям. В позолоте всего хоть и присутствовала определённая наивность, но к самим героям вполне можно было испытывать тёплые человеческие чувства. А вот в разбогатевших современниках всё больше серых и неприметных типажей. Государственная служба не терпит излишней колоритности.

В зарождающемся в среде этих людей стиле неокококо так же мало смысла и истоки его те же. Но в стиле неокококо прослеживаются другие веяния и тенденции. Позолота заменяется неоновой подсветкой, неокококошным красавицам дарится уже не салон, а картинная галерея, дети отправляются на учёбу за границу. Вот только какую-то теплоту в отношении к этим людям испытывать весьма сложно, их истории однообразны и типичны, в них нет ни эпичности, ни героизма, ни страсти, а остаётся только всепоглощающая анальная тяга к накоплению. Про эту тягу может и можно поболтать с каким-то специалистом в области психоанализа, но ничего особо интересного в этом нет.






А вот тут вот можно посмотреть историю о рождении самого термина и коментарии из кококо среды.
И что вы думаете по этому поводу?
Tags: интерьер жилища, интерьеры домов, стили в интерьере
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments