Кирилл Воронков (voronkov_kirill) wrote in interiors_ru,
Кирилл Воронков
voronkov_kirill
interiors_ru

Category:

_Потребители / Заказчики дизайна или _Куда добавить красненького?

Оригинал взят у voronkov_kirill в _Потребители – Заказчики дизайна или _Куда добавить красненького?
Дешевле

Все мы являемся потребителями дизайна — и божественного, и рукотворного. Мы все пользуемся окружающими нас предметами, пространством, живой и неживой материей. И когда заходит речь о нашем отношении к эстетическим либо эксплуатационным свойствам какого бы то ни было предмета, как правило, мы оперируем понятиями типа: нравится / не нравится, удобно / не удобно. И если удобно и красиво (в разной степени субъективные понятия), то и хорошо! Пришёл в магазин, выбрал красивый пиджак, померил: как влитой сидит — хорошо! Некрасивый — значит, не выбрал. Красивый, но рукав тянет и в спине жмёт — жалко, но не подходит. Цена пиджака в данном случае не имеет значения, потому что мы говорим о дизайне, а точнее о нашем отношении к нему. Даже если пиджак запредельно дорогой, но при этом красивый и удобный, то всё равно НРАВИТСЯ.

Думаю, этим рассуждением я ни для кого не открыл Америку, просто сформулировал то, что, в принципе, итак всем ясно. А вот дальше мы поговорим о некоторых особенностях восприятия, присущих большинству людей, которые проявляются, когда человек становится не просто потребителем, но заказчиком дизайна. Как архитектор, я, конечно, буду говорить об архитектурном дизайне.

Как правило, эта странная особенность, я бы даже сказал синдром, проявляется сильнее всего у людей, заказывающих проект дома или квартиры первый раз в жизни. У «опытного» заказчика такой синдром гораздо менее заметен и уменьшается прямо пропорционально количеству опыта совместной работы с архитектором. Причём, абсолютно не важно с каким — хорошим или плохим. Однако, крайне важно другое: само по себе массовое наличие этого синдрома у «неопытного» заказчика породило огромный пласт непрофессионалов в области архитектурно-дизайнерских услуг и гигантское количество проектов соответствующего «уровня».


Итак, если человек впервые заказывает себе пиджак у портного, который будет сшит по его индивидуальным меркам и потенциально «грозит» стать самым статусным и уютным предметом его одежды, то вряд ли он выберет что-то кичливое; а скорее наоборот: рассмотрит «проверенную» модель с классическим кроем из хорошей ткани с достойными пуговицами и т.д. Ведь главным шиком этого изделия должно стать КАЧЕСТВО его исполнения. Так поступит большинство.

Но, если же речь идёт о заказе индивидуального проекта первого дома или первой квартиры, то помимо пожеланий всех удобств в заказе будет присутствовать почти обязательное требование: проект должен быть в высшей степени ОРИГИНАЛЬНЫМ! Причём, под «оригинальностью» зачастую может подразумеваться размытая фраза: «Что-то такое, чего раньше ещё ни у кого не было».
Скажите, вы бы заказали себе такой пиджак, какого раньше ещё ни у кого не было?

И здесь ответственный, хороший портной должен бы взять, да и объяснить своему заказчику, что все оригинальные покрои уже давно изобретены и если только он не собирается проспонсировать работу целого модельного дома, то ему бы надо понять, что лучше не изобретать велосипед, а воспользоваться уже имеющимся опытом многих поколений кутюрье и получить достойный, классный результат.

Но, к сожалению, да-а-алеко не все дизайнеры в этой ситуации ведут себя, как ответственные, хорошие портные. Многие поступают так, потому что они БЕЗответственные люди, а многие просто потому, что они плохие дизайнеры. Но, как правило, эти два качества сочетаются. И начинается изобретение велосипеда. Да, ещё один неотъемлемый элемент в таких проектах (ну, раз уж мы во всём потакаем заказчику!) — чистовая отстрочка пиджака обязательно должна начаться до того, как все его детали будут раскроены. А чё тянуть то!? Подобные проекты в итоге выходят в свет «очень оригинальными» и даже порой печатаются в некоторых журналах… типа «Из рук в руки». Люди со вкусом меня поймут, а настоящие оригиналы, думаю, не обидятся.


Другая грань описываемого синдрома не менее странна, чем изложенная выше.
Допустим, наш дизайнер оказался ответственным портным и всё правильно объяснил своему заказчику насчёт погони за «оригинальностью». А заказчик его искренне понял. И вот они ударили по рукам и подписали контракт.

Через какое-то время дизайнер приносит варианты эскизов, начинает их показывать, но заказчик впадает в ступор и глядя на них, молчит.
— Вам что-нибудь нравится из этих вариантов? — спрашивает дизайнер.
— Я не знаю… Расскажите мне о каждом из них.
И здесь в ступор впадает дизайнер.
— Слепой ты что ли? — думает он — Всё ж перед тобой.

Но главное, что тревожит в этот момент дизайнера: последней фразой он получил чёткий сигнал — теперь всё будет зависеть не от качества эскизов, а от его речи. Буквально — он должен «продать пиджак по телефону». Но он «портной», а не биржевой маклер, и привык, чтобы его работу оценивали визуально. В магазине пиджаков заказчик именно так и сделал бы (нравится / не нравится, удобно / не удобно) и этого было бы достаточно. Но сейчас заказчик стоит перед зеркалом в очень удобном пиджаке, который ему в принципе нравится, но если ему прямо сейчас ничего эдакого о нём не рассказать… то всё может окончиться печально.

Но другие актёры играют эту мизансцену иначе. Представьте: стоит заказчик в ну очень оригинальном пиджаке с помпонами на месте пуговиц, один рукав короче другого, воротник перекошен, смотрит в зеркало, также молчит. А горе-дизайнер ему соловьём поёт, ка-а-акой он стильный в этом пиджаке; рукава разные — что вы – что вы, эт щас модно так; воротник вообще по фен-шую сделан; помпоны — последний писк итальянских журналов…

Самое печальное, что уши в этот момент у рядового «неопытного» заказчика открыты шире, чем глаза и своего мнения у него нет. И там, где он был бы простым потребителем дизайна, скажем в отеле или в гостях у друзей на новоселье, он моментально составил бы собственное мнение об увиденном по принципу «нравится / не нравится», но здесь ему нужна ваша убедительная, эмоциональная речь. И если она не соединится органичным паззлом с его положительными детскими бессознательными воспоминаниями, если ваш напор нечаянно возбудит в его мозгу давно забытый страх о летящей под горку детской коляске, то вы рискуете услышать в ответ крик ребёнка: «Нет-нет! Это совсем не то, что я хотел».

Фрейд и кролик




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments